|
И любить и предупреждать мало, за человека надо бороться, его надо выводить из состояния апатии, иногда даже грубо и жестко. Но таких друзей, которые смогли бы это сделать, рядом с ним просто не оказалось.
|
|
|
|
Брисседент его предупреждал ведь,еще до того как он стал знаменитым,он был его другом.А Лиззи любила его .
|
|
|
|
Никто его не хотел спасать ...они вспомнили о нем только тогда, когда он стал знаменитым и небедным человеком.
|
|
|
|
Так было со многими талантливыми людьми,даже с самим Джеком. Мартин умер потому,что не хотел ждать,его пытались спасти,и Бриссендент, и Лиззи,но он все уже для себя решил.
|
|
|
|
может быть это предупреждение,что все мы,даже самые сильные и талантливые-смертны(momento mori) И часто жизнь длиннее таланта и сил.Финал таков,чтобы не успокоить heppy endom наше самолюбие.
|
|
|
|
Марик...Смаилов))) ))))) " Ох,скушно,нянюшка...И жизнь мне не мила... Любви нет,милого,нет цели... Жизнь бесполезна и глупа,так бы легла на этот белый снег ...и тихо отошла..." /страдания молодой барышни))))/ Ну не люблю я эти рассуждения о бессмысленности существования без целей и идеалов...и о жизни-как глупой шутке... Жизнь прекрасна.и тот ,кто теряет к ней вкус-просто болен...Его надо лечить,ему надо помогать,его надо спасать...А не рассуждать о том.что ВОТ так Вот! И Ничё ТуТ не ПОДЕлать... А Мартина никто не спасал.Ведь помочь мог только тот кто понимал.что с ним,любил его/такой была Лиззи...но.../ и тот ,кто бы являлся сам сильной личностью и был близок Мартину...Но ,увы...
|
|
|
|
#149? это не рассказ а роман, больше похожий на очерк, каковым в принципе и является ))
|
|
|
|
Я никогда еще так не углублялся и не проникался рассказом.Четкое представления картин,персонажей и окружения героев,причем без больших и красочных сравнений,синонимов и метаморфоз.Гениально написанная книга,для гениальных людей,хотя бы потому,что простым смертным,такая чрезвычайно талантливо и грамотно, но просто написанная книга покажется скучна и непонятна...
|
|
|
|
"Смерть она всегда взапасе, Жизнь-она всегда в обрез"Твардовский''Василий Тёркин"
|
|
|
|
А все гении,и талантливые люди именно загоняют себя... Возможно, так и должно быть,иначе мы так и не увидели бы многие талантл.произведения искусства и литературы,и не было бы многих научных открытий. Но тем не менее,человеческая психика не выдерживает нагрузку...и результат печальный. Правда,много гениальных людей благополучно дожили и до старости.Но тогда,их либо окружала семья,либо стиль жизни переключал их на другие,не менее важные цели... Или же должно было произойти что то,что встряхнуло до самой души
|
|
|
|
Что делать?) Да просто жить)...Сильный человек от слабого тем и отличается,что анализирует ситуации,выявляет причины краха,и тут же начинает искать то,ради чего дальше стоит жить. Мартин был умным,талантливым,а вот Мудрости ,простой,человеческой ему не хватило.Он сначала торопился жить,изматывая себя как физически так и психически,стремился впитать побольше и выжать из себя побольше. Гонка. А есть такая фраза : " Загнанных лошадей пристреливают." Если не держать в жизни темп,дистанция будет короткой.
|
|
|
|
Светлана, не могу с вами в полной мере согласиться... потому, что потерю идеала нельзя выдержать если нет другого идеала ему на замену...
Даже будь я трижды не одинок, что мне делать в этой жизни, если у меня нет идеалов, если все мои идеалы разом рухнули? Даже если рядом были бы близкие люди, разве я не остался бы все равно один посреди руин собственной души? И разве остается мне еще что-то в жизни кроме серого сущетсвования и буквальной смерти, то есть всего того, чем закончил Мартин Иден?
|
|
|
|
Да, толкнуло Мартина к самоубийству его депрессивное состояние...Но всё же трагической развязки могло бы не быть... сколько бы ни перечитывала книгу, всегда удивлялась : какой вакуум он себя загнал,а потом и в тупик. Ум и талант не помогли ему понять ,что есть просто жизнь,и её надо жить,окружая себя друзьями и любимыми людьми. Он психологически оторвался от реально жизни,причём .казалось бы-такой реальный, обеими ногами стоящий на земле... Он пережил бы и депрессию,и потерю идеалов...если б только не был так одинок...Он же не пускал к себе .Несмотря на доброту к людям отзывчивость, он запечатанный был... какая ж психика то выдержит?
|
|
|
|
Алексей, очень может быть... что-то подобное обсуждала и Екатерина Тихонова в одной из других тем посвященных Мартину...
Хотя мне и не кажется, что на этом наибольший акцент именно в романе.... сам Мартин все же хочет служить Прекрасному, хотя и иден на компромис с совестью и пишет низкокачественный ширпотреб именно ради денег...
Насколько я слышал в жизни самого Джека Лондона этот фактор действительно играл известную роль, так как существует мнение, что он начал исписываться и это происходило именно изза того, что он позволял себе именно зарабатывать деньги, а не служить Истине.
Думаю, разгадка в том, что причин апатии "болезни" Мартина в конце романа, наверное ни одна - а много. И именно стечение всех этих причин в один момент и детерменируют его трагическую смерть.
Но если из всех причин, которые имели место, выделить основные - то думаю, все же крах идеала Любви и отсутствие другого идеала(например социалистического, при помощи которого Бриссенден пытался спасти другу жизнь), на который он мог бы опереться - играет, на мой взгляд все же главную роль.
И кстати не смотря на заявление самого Джека, я полностью мог бы поддержать того верующего, который резюмировал, что Мартин погиб изза того что у него не было веры в Бога. Потому что с философской точки зрения, то что давало смысл жизни Мартину - то есть его идеалы, есть в каком-то смысле ипостаси божественного... Но поскольку он привязывался к этому конкретному, то при разочаровании, он не мог оторваться от этого конечного и опереться на Бога, в котором нельзя было бы разочароваться по Его вине (в отличии от людей), а только по своей собственной...
|
|
|
|
Может быть Мартин проиграл как раз потому,что проявил "гибкость".Он изменился к концу романа и изменил себе,а осознав не смог простить себе предательство своих идеалов и этим-победил.Он стал попсой,модным писакой.Лондон хотел назвать роман"Звёздная пыль"или"Успех"(?)И проблемка была знакома Джеку
|
|
|
|
Я и не говорил что он сдался...
Мартина Идена, можно сравнить с человеком который с сумасшедшим усилием воли пытался пробить стену головой, настолько упорно, что разбил ее(голову) себе окончательно... Он не сдался, но и на ту сторону стены так и не попал... и не потому, что воли не хватило, а потому что не нашел(не искал?) двери, а пробивал стену головой(то есть оказался не гибок).
разбитая голова в метафоре - это кстати не совсем смерть... а именно эта дипрессия которую он не смог перебороть и самоубийство - сделанное именно уже как следствие этого состояния. Другая смерть могла бы быть наоборот облагараживающим явлением.
Для сравнения предлагаю взглянуть на итоги жизненного пути таких людей как Экзюпери, Януша Корчака, Лермонтова - да и многих других великих людей. Эти судьбы так же оборвались преждевременно причем так же изза непонимания окружающего мира... травли, человеческой низости, предательств. Но они погибли на самом высоком гребне волны Жизни, на полной скорости, на максимальном накале. Они погибли в бою, а потому победили и в награду получили Бессмертие.
Я ни коим образом не хочу принижать Мартина, которому я очень во многом симпатизирую, но нужно както четко дать оценку его финалу и могло ли быть иное решение в его жизни....
Если сравнивать финал жизни, например, Экзюпери и Мартина Идена можно увидеть некоторые расхождения. Вот эти расхождения и есть степень того, как к сожелению оступился Мартин и отошел от пути к Прекрасному, в котором, конечно же, нельзя никогда разочароваться, если хватает веры в него и если оно(Прекрасное) не привязывается к какому-то конкретному человеку.
|
|
|
|
Сергей я согласен с вами ,но не полностью.
"Он все спрашивал, настойчиво требуя ответа, и вдруг почувствовал, что товарищи хватают его, тащат, пытаются надеть на него рубашку. И тут внезапно сознание покинуло его" Глава 15
"Это был последний удар, который наносила ему жизнь. Его руки и ноги начали двигаться судорожно и слабо. Поздно! Он перехитрил волю к жизни! Он был уже слишком глубоко. Ему уже не выплыть на поверхность. Казалось, он спокойно и мерно плывет по безбрежному морю видений. Радужное сияние окутало его, и он словно растворился в нем. А это что? Словно маяк! Но он горел в его мозгу - яркий, белый свет. Он сверкал все ярче и ярче. Страшный гул прокатился где-то, и Мартину показалось, что он летит стремглав с крутой гигантской лестницы вниз, в темную бездну. Это он ясно понял! Он летит в темную бездну,- и в тот самый миг, когда он понял это, сознание навсегда покинуло его." Конец
Джек не зря показывает это.Мартин боролся с Масляной Рожей 11 ЛЕТ! Он победил его,но победа была тяжелой(он сломал руку и потерял сознание,даже мог умереть[в начале драки они обусловились драться до конца])Он победил его,но ради чего?Ради общественного мнения(толпа мальчишек и друзей). В последних главах победа( признание его как Писателя) тоже досталась тяжело(потеря Ресса Брисседента,Руфи,) и тоже ради толпы. Этим романом Джек осудил философию Ницше.Но то ,что Мартин сдался-это неверно
|
|
|
|
2 Марик Смаилов #134,
Аргумент хороший, но тем не менее между ситуацией Мартина в конце романа и ситуацией процитированного фрагмента есть некоторая разница и ее надо различать. Маслянная рожа - это вполне понятный реальный противник, который хотя и сильнее, но приблизительно ясно как его победить - надо просто драться, тренироваться и не здаваясь, принимать каждый брошенный вызов.
Ситуация в которой оказывается Мартин в конце - очень неясная... враг с которым он тут сталкивается - не какая нибудь конкретая Масляная Рожа, которую нужно побить - но потери... тяжелые потери: потеря друга(Брисссенден), потеря идеала Любви(Руфь и связанная с ней вера в ее класс). А при всем уважении к процитированному фрагменту и самому Мартину(я этот фрагмент кстати очень люблю) - все таки справиться с руинами идеала и найти новую почву под ногами - куда сложнее чем справится с Маслянной Рожей. Это требует кроме силы воли(которой у Мартина была действительно хоть отбавляй) еще и... какой-то философской гибкости что-ли...
Если хотите, Мартин Иден - это Ахилес, который спокойно сходу отбросит одним ударом дюжину маслянных рож, но (железная) пята его - его идеал Любви - является его самым легкоуязвимым местом...
Действительно, самоубийство(сам по себе акт лишения себя жизни) далеко не всегда проявление слабости... но в случае Мартина Идена, мы хотя и не имеем самое банальное из нищеты духа сделанное самоубийство, все же это, - к сожелению, поражение.
я скептично отношусь к лозунгам, что Мартин как очень чувствительная и возвышенная натура был уничтожен грубым и примитивным мещанским миром. Мартин действительно чувствительная и возвышенная душа, а мир вокруг него действительно был грубым и примитивным. Но это судьба любого человека отважившегося на настоящую жизнь и в частности судьба любого гения верного самому себе. Но ведь тем не менее далеко не каждый из гениев закончил самоубийством(хотя таких действительно не мало)... а значит все таки и у Мартина был шанс обойти эту бездну.
|
|
|
|
О самоубийстве.Есть люди утверждающие,что Мартин сдался и покончил с собой.что он мог изменить людей вокруг себя с помощью своей силы,но он сдался. Вот пожалуйста,Джек не зря показал вот это:
"Почему нельзя побить Масляную Рожу?" - думал Мартин. Это сразу избавило бы его от всех мучений. Но никогда ему не приходило в голову сдаться и признать, что Масляная Рожа сильнее его. И так он день за днем таскался к воротам типографии, истерзанный душой и телом, учась великой науке, именуемой терпением и упорством,- и там встречал своего вечного врага - Масляную Рожу"
"Он вспомнил все битвы, одну за другой. Масляная Рожа всегда побеждал. Но Мартин ни разу не обратился в бегство. Он почувствовал гордость при мысли об этом. Он всегда стойко держался до конца, хоть потом ему и приходилось залечивать раны. Масляная Рожа был подлым противником и не давал никогда пощады. Но Мартин держался. Он всегда держался до конца! "
|
|
|
|
Спасибо всем за обсуждение...
Отдельное спасибо Ларсу Левану(и Марику Смаилову за то же самое), за хорошо подмеченный момент с картиной в начале произведения. Я помню что меня этот момент очень впечатлил и я его очень ярко себе отметил, однако ту взаимосвязь которую тут подчеркнули я просмотрел... а она вне всякого сомнения достаточно важна.
Аналогичной мне кажется взаимосвязь увлечения Мартина Спенсером, в частности эволюционными теориями, и жизнью самого Идена. Эволюционная теория означает по сути развитие с одной стороны, и торжество сильного(так называемый естественный отбор) с другой. Мартин Иден на протяжении романа являет собой реализацию как первого принципа так и второго...
Первое - это постоянное старание дотянутся до Руфь и ее класса (тут кстати бедный Мартин немного перестарался...) Второе - так называемый индивидуализм Мартина, ницщеанские замашки.
Думаю в этом нет ничего удивительного, так как в нас отзывается больше всего то, что есть в нас самих. А потому нет ничего поразительного, в том, что Мартин, таков каким он был, наткнувшись на Спенсера, эволюцинонные теории и Ницше начал глубоко ими восхищаться. Но все же мне это кажется интересным отметить.
Так же меня занимает следующий вопрос...
Думается, Мартин не только индивидуалист, но еще и социал-дарвинист видимо, то есть человек убежденный что законы естетсвеннного отбора действуют и в человеческом обществе(делаю вывод из его речи на митинге социалистов).
И парадокс состоит в том, что в случае если социал-дарвинизм - действительно имеет место в мире общества, Иден должен был бы восторжествовать над другими, как один из самых сильных индивидуумов. Интересно, что так в конце концов и выходит - он печатается и приобретает славу и огромные деньги - то есть торжество сильной особи над остальными казалось бы на лицо. Однако фактически он проигрывает, сначала заболевая некой таинственной душевной болезнью, а затем поканчивая собой.
Кстати сказать, даже внешнее торжество в виде славы и денег, есть не что иное как случайный поворот колеса Фортуны, как говорит сам Иден и что если бы не сложившаяся историческая ситуация, то он не смотря на всю свою мощь, как индивидуума никуда бы не выбился.
Я думаю, что "Мартин Иден" - это некоторое доказательство теоремы о том, что социал-дарвинизм - в человеческом обществе не работает. Судьба Мартина - опровергает это.
|
|
|